._____________.__________
По многочисленным разговорам со своими знакомыми я составил для себя несколько интересных вопросов: чем особенно ценны портативные зельды - вообще и каждая в отдельности? чем приходится жертвовать в угоду той самой портативности платформы - каковы обязательные и принципиальные отличия каждой зельды для портативки от своих "больших" сестер? И настолько ли они обязательны, как кажется на первый взгляд?
Дело вот в чем, все мы знаем, что в идеале "транспортный" геймплей должен быть чем-то быстрым, фрагментарным, без проблем прерываемым, притом не напрягающим - то есть, если разработчик предполагает, что его проект будет играться в дороге (именно возможность играть в пути была визитной карточкой портативок поколения gameboy - сейчас все несколько иначе) - он подгоняет под это условие элементы игровой механики. Какие-то жанры адаптировать проще, какие-то труднее. Но получилось, на мой взгляд, так, что Зельда в процессе той самой адаптации, плюс при смене команды разработчиков портативных зельд, плюс при новых веяниях расширяющегося рынка (игры становятся проще, доступнее, особенно у нин)) перестала походить на саму себя.
В наши дни портативки становятся всё менее "карманными", а игры на них начинают все более походить на своих собратьев с домашних платформ (особенно касается псп, в меньшей степени ДС). Но именно портативная дс-зельда воплощает в себе тот самый "транспортный" подход. Игра легко разбивается на короткие сессии, локации невелики, сложность на довольно невысоком (хотя и приемлемом для всех) уровне, акцент делается на особенности управления. В итоге игра простая, совсем камерная, не содержит фирменной зельдовской сказочной сюжетки, зато вполне играется в транспорте (хотя и не в моем случае - по отзывам друзей, я в дороге в адвенчуры и что-то столь же напряжное не могу играть принципиально )). И именно из-за этих особенностей дс-зельды у меня не получается воспринимать ее как игру серии. Для меня это какая-то другая адвенчура. Со своими плюсами и минусами, игра неплохая, но не совсем зельда - только внешне )
Миниш кэп и ораклы в целом вроде и следуют традициям 2д-игр серии, но вот проблема - они были разработаны одной из студий капком. И тут уже своей стилистикой ну никак не соотносятся со сказочной, неизменно немного фантасмагоричной и мрачной (это слово применимо моментами даже к винд вейкеру) зельдой, миямотовский/аонумовский стиль которой легко узнаваем и очень близок.
Так получается, что каждую из эти четырех портативных игрушек "Зельдой" с большой буквы, во всем соответствующей традициям и стилистике серии, я назвать не могу. А вот самую первую зельду для портативной платформы я очень люблю и ценю. Именно потому, что она вобрала в себя все самые лучшие черты 2д-зельд того времени: и замечательную фантастическую сюжетку, и огромный мир с отличными квестами (пусть сайдов и совсем немного), разнообразные данжи и классическую механику. На мой взгляд эта зельда даже превзошла по всем параметрам домашнюю A Link to the Past.
Потому мой фаворит, разумеется, Link's Awakening, которую я всем настоятельно рекомендую
Скажу также, что от Spirit Track ожидаю более традиционного и менее "портативного" внутреннего игрового устройства. Хотя мне, конечно, вполне резонно могут возразить, мол, "чего привязался к этой портативности - играешь-то на портативке, жди тогда зельду на вии", но ведь это все же игра серии Зельда, и когда слышишь это слово в названии - ожидания моментально взлетают до той самой, поднятой высоко-высоко, миямотовской планки - в независимости от того, на чем именно эта зельда выходит. Появление новой зельды - всегда событие.
Жду ваших точек зрения. А пока немного о тех играх, которые представлены в опросе (только сингл, потому мульт-зельды, вроде 4 swords, отпадают, отпадают также и порты старых зельд - так что A Link to the Past и нес-зельда на ГБА тоже не в счет):
Minish Cap
Платформа - Gameboy Advance
Жанр - Action/Adventure
Разработчик - Flagship
Дата выхода - 4 ноября 2004 года (Япония), 12 ноября (Европа)
Страница - http://www.gamefaqs.com/portable/gbadvance/home/920670.html
Яркая, красочная адвенчура, визуально напоминающая кубовский Wind Waker, но в 2д. Много классных данжей, большие города, в целом - игрушка очень насыщенная. Но из-за своей довольно оригинальной для серии стилистики (дизайн городов и некоторых других локаций, персонажей) напоминает больше, скорее, типичную японскую RPG, чем Зельду. Механика, конечно, близка к прочим 2д-играм серии.
Oracle of Seasons
Платформа - Gameboy Color
Жанр - Action/Adventure
Разработчик - Flagship
Дата выхода - 27 февраля 2001 года (Япония), 5 октября (Европа)
Страница - http://www.gamefaqs.com/portable/gbcolor/home/198972.html
Зельда, геймплей которой был завязан главным образом на возможность "переключаться" между временами года, герой попадал соответственно в разные условия. Внешне игра напоминает Link's Awakening, но концептуально со вселенной зельды эту игру мало что роднит.
Oracle of Ages
Платформа - Gameboy Color
Жанр - Action/Adventure
Разработчик - Flagship
Дата выхода - 27 февраля 2001 года (Япония), 5 октября (Европа)
Страница - http://www.gamefaqs.com/portable/gbcolor/home/472313.html
Появилась в паре с oracle of seasons, стилистически будучи весьма близкой к "сезонам", оставаясь столь же далекой от "основных" игр серии, но серьезно отличаясь сюжетно. Здесь нам позволено возвращаться в прошлое и менять будущее. Несмотря ни на что, игра очень симпатичная, увлекательная, и я с удовольствием дошел до самого финала. Тем более, что так приятно наблюдать в этом в целом не очень знакомом мире ностальгические моменты, роднящие игру с основной серией - чего только стоит деревня горонов ))
Phantom Hourglass
Платформа - Nintendo DS
Жанр - Action/Adventure
Разработчик - Nintendo (EAD?)
Дата выхода - 23 июня 2007 года (Япония), 19 октября (Европа)
Страница - http://www.gamefaqs.com/portable/ds/home/932377.html
Первая портативная зельда после долгого перерыва, разработанная внутренней студией нинтендо. Игрушка по-нинтендовски вылизанная, опрятная, с очень симпатичной графикой и вейкеровским стилем. Однако, почему эта игрушка так и не стала (а вдруг еще...? )) моей любимой портативной зельдой - я писал довольно подробно выше. Остается только скопировать сюда:
"Но именно портативная дс-зельда воплощает в себе тот самый "транспортный" подход. Игра легко разбивается на короткие сессии, локации невелики, сложность на довольно невысоком (хотя и приемлемом для всех) уровне, акцент делается на особенности управления. В итоге игра простая, совсем камерная, не содержит фирменной зельдовской сказочной сюжетки, зато вполне играется в транспорте (хотя и не в моем случае - по отзывам друзей, я в дороге в адвенчуры и что-то столь же напряжное не могу играть принципиально )). И именно из-за этих особенностей дс-зельды у меня не получается воспринимать ее как игру серии. Для меня это какая-то другая адвенчура. Со своими плюсами и минусами, игра неплохая, но не совсем зельда - только внешне)."
Link's Awakining DX
Платформа - Gameboy/Gameboy Color
Жанр - Action/Adventure
Разработчик - Nintendo (EAD?)
Дата выхода - 6 июня 1993 года оригинал, 12 декабря 1998 года ремейк для GBC (Япония), 1993 год оригинал, Январь 1999 года ремейк для GBC (Европа)
Страница - http://www.gamefaqs.com/portable/gameboy/home/563277.html , http://www.gamefaqs.com/portable/gbcolor/home/197769.html
Первая портативная зельда, сходу заткнувшая за пояс домашнюю A Link to the Past (это на мой взгляд). Отличный сюжет с неожиданным финалом, очень симпатичный игровой мир, с которым искренне не хотелось расставаться. А главное - это настоящая Zelda, совершенно во всем. В 99 году игра получила переиздание специально для новой платформы, Gameboy Color - игре добавили цвет и новый, дополнительный и по сюжету необязательный, данжеон. Любопытно, что эта версия, тем не менее, была совместима и с оригинальным Gameboy, но запущенная на нем теряла все свои бонусы ))