На игровых видеоприставках
Для производителей нового поколения игровых видеоприставок этот бизнес превратился в прямо-таки закапывание денег, причем речь идет о миллиардных потерях. В особенности это касается японского концерна Sony, не скрывавшего, что возлагает на свою PlayStation 3 особые надежды.
Еще 23 июня Sony опубликовала биржевое сообщение, которое, впрочем, до сих пор не привлекло внимания широкой общественности. В нем было указано, что убытки от выпуска этой высокотехнологичной приставки уже составили 3,3 млрд долл. «Существует вероятность того, что инвестиции эти возмещены уже не будут», — говорится в тексте. И далее: бизнес с PlayStation 3 способен «оказать существенное негативное влияние на уровень общей прибыльности всего концерна».
Эксперты отрасли разделяют эту озабоченность. «Даже в том случае, если продажи устройства и начнут приносить прибыль, представляется невероятным, что Sony когда-нибудь удастся восполнить имевшие место издержки», — считает Дэвид Коул из консалтинговой компании DFC Intelligence.
Игровое подразделение традиционно является самым прибыльным в концерне. Даже несмотря на то, что его оборот примерно в 8,5 млрд долл. составляет всего около 12% общей выручки Sony, на протяжении многих лет оно обеспечивало до 60% операционной прибыли Sony. В то время как подразделения по выпуску телевизоров и DVD-проигрывателей, а также музыкальный и кинобизнес Sony балансировали на грани убыточности, игровое направление концерна постоянно обеспечивало ему высокую рентабельность.
С момента появления в 1995 году на рынке первой PlayStation это подразделение принесло в кассу Sony более 5 млрд долл. То обстоятельство, что именно презентованная как «чудо-устройство» PlayStation 3 вместо прибыли приносит огромные убытки, ведет весь концерн к потере им привычной устойчивости. Так, глава Sony Говард Стрингер назвал недавно «динамику развития прибыльности» PlayStation 3 «слегка катастрофичной».
Бедствие терпит не только Sony. Положение другого видного игрока на этом рынке, компании Microsoft, выглядит еще более плачевным. Ее игровое подразделение также приносит примерно 12% общей выручки и громадные убытки. Правда, американскому концерну справиться с ними легче, чем Sony, так как основной доход ему дает прибыльный софтверный бизнес.
За период с 2002 по 2007 год концерн вложил в свое развлекательное подразделение Entertainment and Devices более 7 млрд долл., однако от этого проекта Microsoft пока не отказывается. «Бизнес с Xbox 360 мы намерены превратить в прибыльный, и мы движемся в этом направлении», — заявил ответственный за Xbox в Европе Крис Левис. И действительно, операционная прибыль его подразделения за девять месяцев 2008 финансового года составила 614 млн долл.
Проблемы мировых концернов следует искать внутри них самих. Microsoft потерпела неудачу при выходе на рынок, чересчур задрав цену на свою приставку, и в 2006 году прекратила ее выпуск. Ввиду того что концерн не предлагает с тех пор для своей приставки новых игр, вторая его попытка завоевать рынок столкнулась с недоверием потребителей.
Бедой же Sony является ее собственная самоуверенность. При выводе на рынок в конце 2006 года своей новой PlayStation японцы запросили за нее по 600 долл. за штуку, то есть на 50% больше, чем стоит конкурирующее устройство Microsoft, и самую высокую цену, за которую когда-либо продавались видеоприставки.
Зенке Иверсен
ПЕРЕВОД АЛЕКСАНДРА ПОЛОЦКОГО ( http://www.rbcdaily.ru/index6.shtml )