Общая информация:
Тестирование игровой консоли Nintendo DS Lite представляет собой задачу не вполне тривиальную. Во-первых, причиной тому уникальность самой консоли. Конечно, любая консоль вполне уникальна и не совместима ни с чем, кроме специального софта (и далеко не всегда это только игры) и своей собственной периферии: любые устройства управления (если, конечно, они не сработаны народными умельцами в таёжных районах Китая) и любой софт проходит процедуру лицензирования у разработчика консоли.
Во-вторых, это узкая специализация устройства: оно умеет делать только то, что заложили при создании разработчики, и практически никаких способов расширить функциональность консоли не существует.
В-третьих, рыночный успех консоли (и, соответственно, привлекательность её для конечного пользователя) не имеет практически никакого отношения к её тактико-техническим характеристикам. Ну и, наконец, четвёртое: из всех этих правил существует огромное количество исключений; более того, чем позже выпущена консоль, тем меньше отношения имеет вышеописанная картина к реальности. Прогресс категорически отказывается стоять на месте, и представить себе консоль, не умеющую выходить в Интернет и не поддерживающую в той или иной форме онлайновые многопользовательские игры, просто невозможно. Поэтому, прежде чем перейти к обзору Nintendo DS Lite, необходимо пристально осмотреть текущее состояние дел на консольном рынке и даже немного, года на полтора, углубиться в историю.
Теория и практика карманных игр:
Фраза «Консоль — это особая форма существования компьютера, предназначенная исключительно для запуска игр» издалека похожа на правду (и даже соответствовала реальности десять лет назад!), но в настоящее время некорректна. Фраза «Консоль — это компьютер с наглухо закрытой архитектурой, запускающий только и исключительно одобренный фирмой-производителем код» гораздо точнее отображает положение вещей, но тоже не без натяжек. Запуск «Линукса» и второго «Дума» на любом мало-мальски распространённом электронном устройстве считается в наши дни отнюдь не подвигом, а священным долгом каждого технически продвинутого владельца консоли, и никакая защита никого не останавливала, во всяком случае надолго. Но все-таки консольные хаки и так называемая homebrew-сцена (самодельный, не одобренный производителем консоли софт) имеют крайне мало отношения к теме данного материала, поэтому просто скажем, что помимо собственно игр Nintendo DS может играть MP3, с некоторым скрипом играть видео и, конечно же, загружаться под Linux. Интересующиеся могут воспользоваться поисковой системой Google (а также любой другой, по вкусу).
Итак, несколько слов о консолях в целом. Сказать что-то о консоли, опираясь на паспортные данные (линейные размеры, частота процессора, объём памяти), совершенно невозможно. Прогнать набор тестов тоже, очевидно, не получится: даже если взять одну и ту же игру, выпущенную под разные платформы, и придирчиво сравнить, никаких полезных сведений мы из этого сравнения не извлечём. Сравнить цифры продаж за отчетный период? Вот это уже теплее: чем популярнее платформа, тем больше разнообразного софта (в основном, конечно же, игр) под неё выпускают и тем легче найти что-то по душе. Вдобавок к этому необходимо постоянно оглядываться на другие современные консоли, прикидывать количество игр, выходящих ТОЛЬКО на этой (или только на конкурирующих) платформе.
Дело тут вот в чём: устаревшая или просто не пользующаяся поддержкой разработчиков консоль — это совершенно бесполезная груда пластика с вкраплениями микросхем. Под неё не пишутся игры, а шедевров, в которые будут играть и переигрывать долгие годы, выходит не так уж много. В конце концов, приставки предназначены исключительно для развлечений, а развлечения имеют свойство приедаться. Да, иногда тянет запустить эмулятор и пройти пару игр из далёкого прошлого, но это забава не на каждый день.
Пример из области персоналок: в начале 1998 года ускоритель под названием 3Dfx стоял в каждом компьютере, владелец которого играл в трёхмерные игры. Много ли сейчас людей вспомнят, что такое Glide?
"Коробок без музона "
Как видим, внешний вид Nintendo DS претерпел значительные изменения, консоль в сложенном виде стала напоминать плеер iPod. Впрочем, это справедливо только для чёрной и белой версии консоли, в синей или розовой расцветке она на плеер от Apple практически ничем не похожа. (И, положа руку на сердце, что в последние полгода НЕ напоминает iPod?)
В коробке помимо самой DS Lite обнаружились зарядное устройство на 220 вольт (к сожалению, со старыми NDS разъём несовместим), инструкции на шести языках (русский отсутствует, поскольку к нам в руки попал предсерийный экземпляр для русского рынка; все легальные серийные Nintendo DS Lite, представленные на российском рынке, комплектуются, конечно же, инструкцией на русском языке), рекламный буклет со скриншотами и краткими описаниями топовых игр и запасное стило. Отдельно шёл USB-адаптер для Nintendo Wi-Fi (в комплект поставки не входит, с обычным Wi-Fi несовместим), а также несколько игр с русскими инструкциями. Сами игры на русский язык не переведены. Игры и Nintendo Wi-Fi будут рассмотрены позже, а пока сравним новую и старую версии консоли.
Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, форма и расцветка новой консоли. Старые NDS выглядели все-таки игрушечно и недостаточно серьёзно — детская игрушка, нечто среднее между трансформером и сильно милитаризованной пудреницей. За последний год стало окончательно ясно, что консоль предназначена для самой широкой аудитории, и компания Nintendo очень старалась сделать так, чтобы консоль было не стыдно извлечь на свет в приличном обществе — вне зависимости от того, какое общество игрок считает приличным. Заодно консоль порядочно уменьшилась в размерах: было 148,7x84,7x28,9 мм, стало 133,0x73,9x21,5 мм. Из-за этого в комплект поставки пришлось добавить заглушку GBA-слота: DS Lite поддерживает игры для GameBoy Advance ничуть не хуже старой, но теперь вставленный картридж заметно выпирает, и выглядит это не очень красиво.
DS Lite (слева) гораздо тоньше своей предшественницы
DS Lite и оригинальная DS — вид в профиль
Другие заметные изменения: кнопка Power перенесена с левой части лицевой панели на правую боковую поверхность, чтобы предотвратить случайные нажатия; стило, крепившееся раньше в тыловой части консоли, тоже перенесено вправо — оттуда его гораздо удобнее доставать, не прерывая игры. Расположение остальных кнопок тоже слегка изменено; индикатор зарядки и спящего режима теперь видно всегда — раньше их перекрывала крышка. Заодно микрофон перенесли с нижней крышки на верхнюю.
Но одним из главных (и широко разрекламированных) нововведений стала новая система подсветки экрана (вернее — двух экранов). Даже те игроки, кто был готов мириться со странноватыми очертаниями ранней версии DS, жаловались на недостаточную яркость экрана и полное отсутствие регулировки яркости. Кнопка «Яркость» на самом деле включала и выключала подсветку. У DS Lite же можно выбирать между четырьмя вариантами освещения, причём самая слабая подсветка примерно соответствует единственному варианту «старой», а самая сильная необходима разве что на ярком солнце — в помещении этот режим уже чрезмерен.
Единственное, в чем Nintendo DS Lite проигрывает своей предшественнице, — это форма и расположение боковых кнопок («шифтов»). В старой версии они слегка выступали за край корпуса и достаточно сильно щёлкали при нажатии, в новой же не всегда понятно, сработала кнопка или нет.
Зато симметричный дизайн позволяет удерживать консоль в вертикальном, «книжном» положении, не испытывая дискомфорта (у старой DS нижняя часть была в два раза толще верхней и, соответственно, перевешивала). В играх наподобие «Brain Training» такие вещи становятся довольно актуальными.